Музыкальный руководитель

 

ГБДОУ детский сад № 95

       Красногвардейского района

       Санкт-Петербурга

Музыкальный руководитель

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ВАСИЛЬЕВА М.И, ЗЛОБИНА З.Я

Портфолио музыкального руководителя Злобина З.Я.

 

 

 

    

Детская музыкальная терапия в домашних условиях

Музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад №95, Злобина З.Я.

В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. А музыка – это отличное средство для снятия тревожности, зажатости, агрессии. В повседневной жизни, богатой разного рода трудностями и стрессами, музыкальная терапия вместе с телесной терапией дает хорошие результаты. Термин «музыкотерапия» дословно можно перевести как лечение музыкой. (В случае детей с особенностями развития, лучше обращаться к специалисту).

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Предлагаю вашему вниманию тренинг с использованием элементов музыкотерапии, терапевтические игры, которые вы можете проводить с ребенком по вечерам или выходным дням.

Но прежде чем начать занятия с ребенком, необходимо:

- прослушать все предлагаемые ребёнку мелодии и песни. Выбрать для занятий только ту музыку, которая  понравится вам;

- создать спокойную обстановку, без лишних отвлекающих факторов;

- отрегулировать громкость звука так, чтобы были слышны все звуки, однако имелась возможность разговаривать;

- помните ещё одно правило музыкальной терапии: живая музыка всегда лучше записанной. Введите в свой вечерний ритуал 2-3 колыбельные песни. Лучше всего, если песни будете исполнять вы сами. Даже если вы не уверены, что умеете петь, именно живой голос принесёт вашему малышу максимальную пользу;

- однако записанная музыка лучше, чем её отсутствие;

- не спешите! Длительность первых занятий не должна превышать 10 минут.

 

1.     Терапевтическая игра «Понимаем своим эмоции».

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо сначала разобраться в них. Эта игра поможет ребёнку разобраться, что он чувствует, и как это отражается на нём самом и людях вокруг.

Предлагаю музыкальный материал, в котором выражаются различные эмоции:

- радость, воодушевление - «Вальс цветов» П. Чайковского (Фонограмма №1);

-  грусть - «Зимняя сказка» Ф. Шопен (№2);

- злость, агрессия - «Баба Яга» П. Чайковский (№3), «Шторм» А. Вивальди (№4);

- страх -  «Полёт валькирий» Р. Вагнер (№5).

Слушаем музыку вместе с ребёнком и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем и кричим «Ура!», кружимся в танце, шипим и машем руками, словно злобные кошки, дерёмся подушками, сворачиваемся калачиком в испуге. Если ребёнок не знает, что именно и как делать, подайте ему пример.

По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее в течение 3-5 минут («Аве Мария» Ф. Шуберт (№6)). Каждая эмоция прорабатывается 2-3 раза, не более одной эмоции за день.

 

2.     Ритмическая игра «Зоопарк».

Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику.

В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродит медленно и неспешно, как слон (№7), «плывёт» по комнате, словно лебедь (№8), рычит, как лев (№9), прыгает, будто кенгуру (№10).

3.     Сказкотерапия под музыку.

Придумайте или выберите готовую сказку, которая освещает нужный вам вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подберите музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям. Разыграйте сказку вместе с ребёнком, стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.

4.     Арт-игра «Мы вместе».

Помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса. Для концентрации внимания и сосредоточению,

Включите музыку Гайдна или Шопена (№2) и предложите ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соедините изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объясните, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы ни были.

Сохраните рисунок на будущее – некоторые дети охотно носят его с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.

В следующей консультации вашему вниманию будет представлен следующий материал:

1. Арт-игра «Смешной страх». Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.

2. Музыкальное моделирование «Морское путешествие». Помогает снять агрессию.

3. Ролевая гимнастика «Лев охотится, лев отдыхает». Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыразиться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению.

4. Психогимнастика «В гостях у белки». Помогает  снять замкнутость.

5. Психогимнастика «Снеговик». Направлена на расслабление, снятие напряжения.

      П.И. Чайковский "Вальс цветов"

      Ф. Шопен "Зимняя сказка"

       П.И. Чайковский "Баба Яга"

      А. Вивальи "Времена года. Лето. Август. Шторм"

     К. Сен-Санс "Слоны"

     К. Сен-Санс "Лебедь"

     К. Сен-Санс "Королевский марш льва"

     Р. Вагнер "Полет Валькирий"

     Ф. Шуберт "Аве Мария"

     Кенгуру

    


 

           

Доброго времени суток, дорогие друзья! Слушаем музыку и проводим музыкальную терапию в домашних условиях (II часть). Музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад №95, Злобина З.Я.

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

Снять стресс помогают расслабляющие и релаксационные упражнения, дыхательная и пальчиковая гимнастики, самомассаж. И в процессе исполнения  ребенок меняет негативные эмоции на положительные.

В каждой семье рекомендуется создать музыкальную фонотеку с произведениями классических, детских и современных композиторов. Ведь музыка как средство снятия тревожности, зажатости, агрессии может использоваться и дома.

Хочу предложить вашему вниманию небольшой тренинг с использованием элементов музыкотерапии, которые вы можете проводить дома со своим ребенком.

 

1.     Арт-игра «Смешной страх».

Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.

Включите «Симфонию 40» В.Моцарта (№1) и предложите ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ. Теперь смените музыку на «Шутка» И.Баха (№2) и дорисуйте к пугающим рисункам что-то смешное: забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь. При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо сжечь.

 

2.     Музыкальное моделирование «Морское путешествие»

Помогает снять агрессию.

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (А.Вивальди «Шторм» (№ 3)).

2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде». (П.Чайковский «Баркарола» (№4).

3. Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные». (Д.Шостакович «Праздничная увертюра» (№5).

 

3. Ролевая гимнастика «Лев охотится, лев отдыхает»

Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за день, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыразиться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению.

Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч.1 «Королевский марш Льва»(№6). Ребенку предлагается изобразить льва всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (лев идёт на охоту); лежать на скамеечках или стульях (лев отдыхают в жаркий полдень); громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть).

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставший сытый лев, ложится отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты).

Затем звучит спокойная тихая музыка (Б. Флис «Колыбельная» (№7). «Лев засыпает».

4.Психогимнастика «В гостях у белки»

Помогает  снять замкнутость.

Ребенок повторяет движения за взрослым по тексту стихотворения.

 


 

Чисто в домике у белки.

Дети вымыли тарелки,

Мусор вымели во двор,

Палкой выбили ковер.

Постучался почтальон –

Благородный старый слон.

Вытер ноги о подстилку:

«Распишитесь за «Мурзилку».

Это кто стучится в двери?

Это мошки, птички, звери.

- Вытирайте ножки, дорогие крошки.

Мы не станем здесь скучать,

 

Будем с вами танцевать!

(Звучит р.н.«Камаринская» (№8)

Вот мы топнем одной ножкой: топ-топ-топ,

А теперь другою ножкой.

И присядем, и привстанем,

Повторим еще разок.

Топнем правой пяткой дважды

И вперед – на носок.

Мы попрыгаем все вместе

И покружимся на месте.

 

 

 


 

5.     Психогимнастика «Снеговик»

Направлена на расслабление, снятие напряжения.

Ребенок превращается в снеговика: встаёт, разводит руки в стороны, надувает щеки и в течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Родитель говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Ребенок постепенно расслабляется, опускает руки, приседает на корточки и ложится на пол. (Ф.Шопен, «Зимняя сказка» (№9).

В. Моцарт "Симфония №40"

И.С. Бах "Шутка"

А. Вивальди "Шторм"

К. Сен- Сан " Королевский марш льва"

П.И. Чайковский "Баркарола"

Д.Д. Шостакович "Праздичная увертюра"

Б. Флис "Колыбельная"

Камаринская

Ф. Шопен "Зимняя сказка"

Ф. Шопен "Зимняя сказка"


 

Видеоматериал для детей от 1,5 до 7 лет

Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №95, Злобина Замира Ягудаевна.

 

 

1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

 

П.И. Чайковский "Болезнь куклы"

П.И. Чайковский " Баба Яга"

П.И. Чайковский "Сладкая грёза"

П.И. Чайковский "Мама"

П.И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков"

П.И. Чайковский "Зимнее утро"

П.И. Чайковский "Игра в лошадки"

П.И. Чайковский "Новая кула"

 


 

 

родителям ( музыкальный руководитель Злобина З.Я.)

 

роль воспитателя на музыкальном занятии

 

Дата последнего обновления страницы 16.09.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения